sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Модена - часть 1. Не про собор

С этого момента мы с вами покидаем ту часть Эмилии-Романьи, которая до 1859 года была частью Папского государства, и перемещаемся в северо-западную часть области, где до того же года существовали две маленьких монархии с амбициозными правителями. В первом государстве - герцогстве Парма и Пьяченца - мы уже побывали (пока только в Пьяченце, Парма будет попозже), а вот столицу второго - герцогства Модена и Реджо (а в последние годы существования еще "и Гуасталла") - начинаем изучать с сегодняшнего дня. Модена - это город бесподобного, умопомрачительного (прочие восторженные эпитеты добавьте сами) собора и автомобильной компании Ferrari. Автомобили в мои интересы не вписываются, так что рассказа "про мафынки" не будет, а вот собор меня настолько поразил, что я, пожалуй, вас утомлю долгим обстоятельным рассказом, но потом. А чтобы на фоне собора не затерялись прочие городские достопримечательности, я начну с них.

Модена с 1598 по 1859 год была столицей крохотного герцогства. В 1598 году сюда из Феррары переехал герцог Чезаре д'Эсте: его дедушка с бабушкой позабыли вступить в брак, и это маленькое недоразумение стало предлогом для деволюции - возвращения Феррары в руки римского папы. Города же Модена и Реджо были не папскими,  а имперскими фьефами, а император не стал препятствовать наследнику из побочной линии. Так неожиданно Модена стала столицей мелкой, но амбициозной итальянской династии Эсте (на самом деле они были ветвью Вельфов, т.е. немцами, но за давностью веков все об это подзабыли). Чезаре, правивший в 1598-1628 годам, был женат на дочери тосканского герцога Козимо I Вирджинии (1568-1615), которая долгие годы страдала от душевной болезни, что не помешало супругам прижить достаточно большое потомство.

Сын и наследник Чезаре - Альфонсо III (1591-1644) правил в 1628-1629 годах. Он был женат на Изабелле Савойской (1591-1626), внучке, кстати, Филиппа II Испанского и Елизаветы Валуа, имел от нее многочисленное потомство. После смерти жены Альфонсо впал в депрессию, вскоре после кончины отца отрекся от престола и вступил в орден капуцинов.

Сын Альфонсо III - Франческо I (1610-1658) правил с 1629 года. Маленький герцог за свое долгое правление успел повоевать, назаключать множество политических и три брачных союза - с Марией Фарнезе, Витторией Фарнезе (сестрой предыдущей) и Лукрецией Барберини. Герцог во время пребывания в Мадриде успел попозировать Веласкесу,  получившийся портрет - одно из украшений Моденской пинакотеки.
022-Франческо I (Веласкес).jpg

Следующим герцогом (1658-1662) Модены и Реджо стал Альфонсо IV (1634-1662), старший сын Франческо I от первого брака. Он достаточно рано умер от туберкулеза, но успел жениться на Луизе Мартиноцци, племяннице кардинала Мазарини, и оставить двух детей. О сыне будут сказано ниже, но в данном конкретном случае дочь представляет гораздо больший интерес для истории: дочерью этой была Мария Моденская (1658-1718), вторая жена английского короля Якова II. Уж не знаю, любите ли вы англискую историю, как люблю ее я; но даже если не любите, всё равно Марию Моденскую знать необходимо. Она, католичка, вышла замуж за тогдашнего герцога Йоркского Якова, который еще до свадьбы тоже перешел в католицизм. Для Англии эпохи Реставрации католицизм - это самое страшное пугало, и то, что наследовать Карлу II будет его брат - католик, уже было ужасом для общественности. Но пока у Якова были только дочки от первого брака, воспитанные в протестантском духе и выданные замуж за протестанстких принцев, всё казалось поправимым:  в следующем поколоении трон всё равно должен был перейти к протестантам. Но когда на 16м году брака Мария Моденская, в тот момент уже королева, родила сына (1688), грянула Славная революция. Иаков II с женой и новорожденным сыном бежали из страны, парламент счел это бегство равносильным отречению и передал трон Вильгельму Оранскому. А в 1701 году, чтобы никогда и ни за что не допустить католиков до трона, парламент принял действующий до сих пор Акт о престолонаследии, автоматически исключающий из линии престолонаследия и католиков, и вступивших с католиками в брак лиц. Бедная Мария Моденская! Обычно рождение сына - это триумф для королевы, а в данном случае это стало концом династии Стюартов.
019-Альфонсо IV (Суттерманс).jpg
Портрет Альфонса IV работы Суттерманса (Моденская пинакотека)

021-Мария Моденская, королева Англии.jpg
А это портрет Марии Моденской неизвестного автора, из той же Пинакотеки.

Следующий герцог - Франческо II (1660-1694), на троне с 1662 года. Его портрет всё расскажет сам:
020-Франческо II.jpg
(Неизвестный автор, Моденская пинакотека)
Болезненный Франческо II был известным меценатом, поворотов во внешней политике избегал и довольно рано умер, не оставив детей.

Наследовал Модену дядя предыдущего герцога, сын Франческо I от третьего брака Ринальдо I (1655-1737), правил с 1694 года. Младший сын многодетного герцога, Ринальдо с детства пошёл по духовной линии и в 1686 году получил кардинальскую шапку. Но едва умер молодой племянник, как дядюшка-кардинал снял с себя сан и вступил на моденский трон, а затем и женился. В двух общеевропейских войнах (за испанское и польское наследства) Ринальдо старался сохранить нейтралитет, но его страну несколько раз оккупировали воевавшие страны, за что, впрочем, он не забывал получать территориальные компенсации. Со своей женой Шарлоттой-Фелицитас Брауншвейг-Люнебургской родил много детей

Сын предыдущего Франческо III (1698-1780) занимал трон Модены с 1737 года, а в 1748-1771 году был еще и наместником Марии-Терезии в Милане. Франческо III в жены досталась красавица Аглая Орлеаская, дочь регента Филиппа Орлеанского, которая, кроме большого приданого, принесла супругу, судя по слухам, и ветвистые рога (вся в папочку). Впрочем, скандальное прошлое новой герцогини не помешало ей стать многодетной матерью. Увы (это я от имени семьи Эсте вам говорю), дочек получилось много, а вот сын выжил только один. Доселе семья Эсте, как собственно и её соседи - Фарнезе, Медичи, Гонзага, сплавляли "лишних" сыновей в Церковь, не позволяя тем самым фамильному древу обрастать младшими ветвями.
Шарлотта-Аглая Орлеаснкая (Гобер).jpg
Для привлечения внимания: портрет Аглаи Орлеаснкой кисти Гобера (находится в Версале)

Но вот и настал час взойти на трон последнему Эсте - Эрколе III (1727-1803), герцогу в 1780-1796 годах. Эрколе, еще будучи наследным принцем, отхватил выгодную невесту - Марию Терезу Чибо-Маласпина, наследницу двух карликовых государств Масса и Каррара (поглядите на карту Тосканы - эти два города вы найдёте в верхнем левом углу). Жизнь у молодых не заладилась, и после рождения дочери Марии Беатрисы (был еще сын, но он умер грудничком) они разбежались по разным углам дворцам.

Как и в 1598 году, перед домом Эсте забрезжил призрак угасания. Модена и Реджо были имперскими ленами, и передача их по женской линии была невозможна. Дед новорождённой Марии Беатрисы (1750-1829) Франческо III был всё же не последним человеком при габсбургском дворе, и он сумел превратить крах своей династии в триумф. Юную принцессу поженили с Фердинандом Карлом (1754-1806), одним из младших сыновей императрицы Марии Терезии, и императрица объявила, что наследовать имперские лены Модену и Реджо будет её собственный внук - первенец юной супружеской пары. Впрочем, отец Марии Беатрисы постарался внести в брачный договор свои пять копеек: его будущий внук, хоть и принц Австрийский-Лотарингский по крови, и все его потомки обязательно должны были носить фамильное имя Эсте-Австрийский, жить в Италии, говорить по-итальянски и ни за что не включать Модену в состав Австрийских владений.

Жизнь оказалась сложнее всех этих архисложнейших династических расчетов. В 1796 году Модену захватили французы, а Эрколе III, его дочь и зять бежали в Австрию. Ой, я просто не могу не показать эту сиятельнейшую принцессу, вместе с рукой и сердцем которой Модена перешла к боковой ветви Габсбургов:
Мария Беатриса Эсте.jpg

В 1814 году, когда после падения Наполеона, Модена была возвращена "законным владельцам", в живых была лишь овдовевшая и осиротевшая Мария-Беатриса и её сын Франческо IV Эсте-Австрийский. За годы изгнания семья Эсте успела испытать династический триумф: дочь Марии Беатрисы и Фердинанда Карла по имени Мария Людовика (1787-1816) стала третьей женой императора Франца. Второй раз (всего лишь!) в своей истории моденская правящая (правда, в то время чисто номинально) семья породнилась с королевским домом. К чести Марии Людовики нужно сказать, что на не была из числа принцесс, которые "родились, вышли замуж, умерли", а оказывала значительное влияние на своего супруга.

Потерпите осталось немного. Пост-наполеоновская история Модены насчитывает лишь двух герцогов: Франческо IV (1779-1846, правил с 1814 года) и его сына Франческо V (1819-1875, правил в 1846-1859 годах). В ходе Рисорджименто семья Эсте-Австрийских бежала из Модены в Австрию. У Франческо V вообще не было детей, у его брата осталась только дочь (которая, кстати, стала женой последнего баварского короля Людвига III), так что в 1875 году династия прервалась. Франческо V, впрочем, и в эмиграции пытался сохранить лицо: своим наследником он выбрал тогда еще далекого от трона Франца Фердинанда (1863-1914), будущую жертву сараевского убийства, навесив на него все доп. условия вроде жизни в Италии, запрета на присоединение Модены к Австрии и проч.

Портретов, увы, мало. То ли моденские герцоги не любили фотографироваться позировать, то ли их портреты висят в каких-то недоступных собраниях.

От герцогов в Модене остался парк с павильоном, называющимся Палаццина (т.е. "маленький дворец")
001-Палаццина Вигарани.jpg

002-Палаццина Вигарани.jpg
Внутрь можно попасть, там демонстрируют современную живопись (фу-у-у! я даже и не стал пытаться).

Кроме маленького павильона имеется и огромный Палаццо Дукале: он занимает целый квартал, к саду, правда, он выходит задом, а вот к городу - парадным фасадом.
003-Герцогский дворец.jpg

004-Герцогский дворец.jpg

005-Герцогский дворец (деталь).jpg

006-Герцогский дворец (деталь).jpg
Дворец начали строить в 1634 году на месте прежнего замка Эсте, авторы проекта - Гаспаре Вигарани и Бартоломео Авандзини. Увы, здание занято каким-то военным ВУЗом; попасть можно лишь в арку по центру здания, где увидеть пышную надпись, извещающую, что здесь готовят будущих героев и славу Италии. Впрочем, по воскресеньям по предварительной записи во дворец можно попасть с экскурсией, так что, если окажетесь в Модене в воскресенье, не теряйтесь!

Площадь перед дворцом называется пьяцца Рома, она теперь пешеходная, и на ней бьет управляемый невидимой электронной рукой фонтан.
007-пьяцца Рома.jpg

008-пьяцца Рома.jpg

Художественные коллекции Эсте и Эсте-Австрийских имеют сложную историю: одни герцоги хищно  собирали произведения искусства, другие расточительно продавали (самая известная и крупная продажа - в 1746 гду Августу III). Впрочем, многое сохранилось и доступно для обозрения в отдельно стоящем (и достаточно далеко как от дворца, так и от собора) Палаццо Музеи, куда я вас и приглашаю в следующий раз.
Tags: Династии, Модена, Эмилия-Романья
Subscribe

Posts from This Journal “Модена” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments