sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Флоренция -часть 14. Санта-Мария--Новелла (продолжение). Испанская капелла (часть А)

С этого момента мы с вами находимся уже не в церкви Санта-Мария-Новелла, а в прилегающем к ней бывшем доминиканском монастыре. Билет для посещения церкви и монастыря с некоторых пор стал единым, расписание - тоже. В монастыре показывают несколько двориков и капелл; самая интересная капелла - Испанская, фрески которой мы и будем далее рсссматривать.

Интересующая нас капелла построена в 1343 - 1355 годах. Название "Испанская" появилось позже, в XVI веке, когда в капелле стали совершать богослужения для испанцев, прибывших в свите Элеоноры Толедской, жены Козимо I. По счастью, от испанцев осталось только название, а основные росписи капеллы выполнены до них художником Андреа Бонайуто (или Бонайути, Bonaiuto или Bonaiuti, очень хороший текст есть в русской Вики) в 1365-1367 годах. Если вы вдруг не слыхали имени этого художника, то ничего стыдного в этом нет: фрески Испанской капеллы - это его основная работа (его фрески в пизанском Кампосанто, виданные путешественниками прошлого, находятся в ужасающем состоянии).

Те флорентийские циклы фресок, которые я вам доселе показывал, меркнут перед Испанской капеллой (речь пока что о размере, сюжет и исполнение оцените сами). Здесь на каждой стене находится по одной огромной многофигурной и сложносюжетной фреске. Если бы в русском языке было слово "фресчище", то оно было бы применимо как раз к работам Бонайуто. На северной стене мы видим сцены из Страстей Христовых: от пути на Голгофу до Сошествия в ад. Западная стена - это практически не распознаваемая без путеводителя многофигурная композиция, условно называемая Апофеозом святого Фомы Аквинского (у меня путеводитель был, так что мы все распознаем, будьте спокойны). Восточная стена - это еще более сложная по замыслу фреска, показывающая нам Церковь проповедующую, кающуюся и торжествующую. Все фрески, как на подбор, благочестивые, как раз для Поста...

Начнем со Страстей - здесь хотя бы сюжет понятен.
Общий вид:
001-Страсти (Андреа Бонаюто).jpg
Далее мы с вами будем двигаться из левого нижнего угла по часовой стрелке. Если мы с вами доживем, а у вас еще и терпения читать мою писанину хватит, то рано или поздно в моем блоге будет цикл фресок Порденоне на те же темы из собора Кремоны. Любопытно будет проводить параллели.
002-Крестный путь (Андреа Бонаюто).jpg

003-Распятие (Андреа Бонаюто, левая часть).jpg

004-Распятие (Андреа Бонаюто, центр).jpg

005-Распятие (Андреа Бонаюто, правая часть).jpg

006-Сошествие в ад (Андреа Бонаюто).jpg

Я великий грешник и хужевсех не догадался пофотографировать детали: было бы интересно увидеть поближе лица, лошадиные морды, ангелов. У меня хватило соображалки только на демонов и поверженный Ад: они действительно прелестны неподражаемы.
007-Сошествие в ад (Андреа Бонаюто, деталька).jpg

Переходим к Триумфу Фомы Аквинского:
008-Триумф Фомы Аквинского (Андреа Бонаюто).jpg
Деталей верхней части у меня нет, поэтому придется вам верить на слово. На троне, ясное дело, именинник главный герой Фома Аквинский, у ног которого скорчились разбитые его аргументами жалкие вольнодумцы - Савелий (так в Вики, на месте он назван Несторием), Аверроэс и Арий. На одном уровне с Фомой сидят (слева направо) Иов, Давид, Павел, Марк, Иоанн Богослов, Матфей, Лука, Моисей (легко опзнается по рогам, это все Сепфора виновата), Исайя и Соломон. Семь парящих над головй Фомы ангела - это, скорее всего, семь даров Святого Духа (мне так кажется, что было в поясниловке, я не запомнил). Теперь переходим к двум нижним рядам, которые сняты мною по частям. На престолах здесь сидят персонифицированные священные науки и свободные искусства, а у их ног присели важнейшие представители этих самых наук и искуств.

009-Закон и Юстиниан, каноническое право и Климент V, Философия и Аристотель, Писание и Иероним, Теология и Иоанн Дамаскин (Андреа Бонаюто).jpg
Слева направо: Гражданское право и император Юстиниан, Каноническое право и Климент V (странный выбор, конечно, это же первый авиньонский папа и искоренитель ордена тамплиеров; скорее всего, он попал сюда как председатель последнего на момент написания фрески Вселенского собора - Вьенн, 1312), Философия и Аристотель, Священное Писание и блаженный Иероним (переводчик Вульгаты, логика выбора ясна), Богословие и Иоанн Дамаскин (да-да, этот парень в желтом, грозящий соседям; богословие - вообще штука опасная, один неверный шаг, и ты - под анафемой)
010-Философия и Аристотель, Писание и Иероним, Теология и Иоанн Дамаскин, Боговидение и Дионисий Ареопагит, Проповедь и Августин (Андреа Бонаюто).jpg
Начинаем с четвертой пары слева (предыдущих вы уже видели на предыдущей картинке): Боговидение (Contemplazione) и Дионисий Ареопагит (псевдо-Ареопагит, разумеется; на момент написания фрески об этом обстоятельстве не догадывались), Проповедь и блаженный Августин

011-Проповедь и Августин, Арифметика и Пифагор, Геометрия и Евклид, Астрономия и Птолемей, Музыка и Тувалкаин (Андреа Бонаюто).jpg
Начинаем со второй пары слева. Арифметика и Пифагор, Геометрия и Евклид, Астрономия и Клавдий Птолемей (тот, которого опроверг Коперник)

012-Музыка и Тувалкаин, Диалектика и Петр Испанский, Риторика и Цицерон, Грамматика и Присциан (Андреа Бонаюто).jpg
Держитесь, это - последняя картинка в данном рассказе. Слева направо: Музыка и Тувалкаин (вы не знаете такого композитора, ай-ай-ай! См. Быт. 4:22), Диалетика и Петр Испанский (в конце жизни он стал папой Иоанном XXI и умер жалкой смертью: на него обрушился потолок его спальни в Витербо), Риторика и Цицерон, Грамматика и Присциан.

На этом пока все. Фрески с аллегорией Церкви уже не один читатель не выдержит; мы ее на следующий раз перенесем.
Tags: Тоскана, Флоренция
Subscribe

  • Для тех, кто с нами празднует...

    маленькое большое поздравление от Тинторетто из венецианской церкви Мадонна-дель-Орто:

  • Санта-Мария-деи-Мираколи

    Отпуск неминуемо приближается, так что вынужден поставить жирную точку в наших с вами, дорогие читатели, прогулках по Венеции. Сегодня у нас в…

  • прогулка по Каннареджо - окончание

    Предыдущий рассказ, посвященной славной годовщине, вызвал небывалый для данного журнала взрыв комментариев. Поэтому объявляется музыкальная

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments