sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Равенна или христианство, которое мы потеряли. Часть 8 - Мавзолей Галлы Плацидии

Напомню, что я показываю равеннские мозаики в соответствии с маршрутом, как-то автоматически выработавшимся за четыре поездки сюда. Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии в этом маршруте случайно оказались последними: без карты до них мне как-то не получается добраться. Случайность в данном случае - это синоним провиденциальности: эти два объекта мне кажутся самыми замечательными в Равенне.

Внешне мавзолей ничего не предвещает. Конечно, за века он врос в землю; разумеется, нужно держать в голове, что квадратная "башенка" скрывает в себе купол; но всё равно ничего примечательного в таком строении как будто бы не ожидается.
001-мавзолей.jpg
Пара слов о Галле Плацидии.
Внучка (по матери) Валентиниана I, племянница (по матери опять-таки) Грациана и Валентиниана II, дочь Феодосия I, сестра Аркадия и Гонория, мать Валентиниана III, тетка Феодосия II - это все она, Галла Плацидия. За свою жизнь она успела побывать в плену у готов, где вышла замуж за их вождя; после освобождения вышла замуж второй раз и сделала мужа императором - соправителем; жила при дворе у брата, ее домогавшегося, от которого в итоге вынуждена была уехать; в эмиграции в КПоле; затем на вершине власти в Равенне в качестве опекунши малолетнего сына - такая увлекательная жизнь этой римской императрицы.
К нашему с вами общему сожалению, никакого отношения к объекту сегодняшнего рассказа Галла Плацидия не имеет. Она умерла и была похоронена в Риме, а равеннский мавзолей связали с ее именем только в XIV веке. В мавзолее стоят три грубовато выполненных саркофага, которые традиция приписывает самой Галле, ее второму мужу Констанцию III и сыну Валентиниану III. Но мы-то с вами повидали на своем веку немало римских саркофагов и понимаем, что такие халтурные гробницы - явно не для императоров. Существует красивая легенда, что в самом большом из трех саркофагов через окошко можно было видеть сидящую на троне усопшую, но любопытные мальчишки, однажды разглядывавшие внутренность саркофага, уронили туда лучину, и все содержимое - трон, женщина, ее одеяния - сгорели.
Как бы то ни было, а за зданием закрепилось название Мавзолея Галлы Плацидии. А идем мы туда ради неподражаемых мозаик V века - следов христианства, которое мы потеряли.
В плане мавзолей представляет собой латинский крест, длинная ось которого сориентирована "неправильно" -по линии "север-юг". Средокрестие венчает купол. Более об архитектуре  ничего рассказывать не буду, а просто отошлю к статье в русской Вики, к коллективу соавторов которой я некогда принадлежал.
В куполе посреди синего неба, усеянного звездами, парит крест:
002-купол.jpg
О кресте, который в данном случае символизирует Христа "Солнце правды", и о звездах, указывающих на святых, то есть полноту Церкви, уже писал в очерке о Сант-Андреа.
В небе парят и евангелисты, а точнее, их символы:
003-Лука.jpg

004-Марк.jpg

005-Иоанн.jpg

006-Матфей.jpg

В четырех верхних люнетах мозаичисты изобразили восьмерых апостолов. Как и в Баптистерии ариан, имена апостолов не подписаны; узнать можно лишь Петра и Павла. Последовательно показаны северный, восточный, южный и западный люнеты:
010-апостолы и Добрый пастырь.jpg

007-апостолы и олени.jpg

008-апостолы и св.Лаврентий.jpg

009-апостолы и олени.jpg

Фотографировать в Мавзолее очень тяжело - мрачно, а потому мы еще раз говорим спасибо фотомастеру, выложившему свои работы на общедоступный Викисклад. Без него вы были бы обречены рассматривать мои мутные снимки)))

Следующая благодарность по праву уходит на небо к почившему итальянскому королю Виктору Эммануилу III (да, он допустил фашистов до власти, но кто из нас не ошибался), предложившего зашить оконные проемы алебастровыми плитами; если бы там были стекла, мы бы вообще ничего заснять не смогли.

Третья благодарность по справедливости адресована вам, дорогие читатели, за то, что вы вот уж несколько недель терпеливо рассматриваете то, что и без меня вам прекрасно известно. Скоро Равенна закончится, а следующая по плану у нас Болонья, в которой, мне кажется, еще не все успели побывать.

С благодарностями пока завершим, потому что нам еще нижние люнеты рассматривать. Восточный и западный люнеты схожи по сюжету: олени пьют из источника, что отсылает нас к Пс. 41:2.
011-олени в люнете.jpg

А вот северный люнет (над входом) уникален:
014-Добрый пастырь.jpg
Еще один неожиданный равеннский образ Христа: на этот раз Добрый пастырь. Конечно, мы всем помним аналогичные изображения из катакомб, но равеннский Пастырь - это плод уже не гонимого, а восторжествовавшего христианства. Пастырь облачен в золотые одежды, в его руках опять-таки золотой крест, а над головой золотой нимб. Ну и обратите внимание, что все произвольно разбросанные по мозаике овечки смотрят на Него одного.

От Пастыря к центру мавзолея мы идем под усыпанным звездами небом...
015-звездное небо над входом.jpg

...и упираемся в еще один уникальный сюжет - в нижнем южном люнете:
013-святой Лаврентий.jpg
По самой распространенной (и самой вероятной, ИМХО) версии святой Лаврентий идет на мученическую смерть (видите нагретую решетку?). Учитывая, что все это выполнено в V веке, стОит-таки удивиться живостью мозаики: поглядите на языки пламени, посмотрите на развевающиеся полы одежды святого. Ну и если кто-то не видит, то поверьте: в сейфе лежат не деньги, а четыре Евангелия. По одной из версий, "мавзолей" на самом деле был капеллой, посвященной святому Лаврентию, вот почему мозаика с его изображением и занимает столь важное место.

В следующий раз мы пробежимся по Равенне, после чего отправимся в пригород - деревушку Классе с еще одной "мозаичной" базиликой.
Tags: Равенна, Эмилия-Романья
Subscribe

Posts from This Journal “Равенна” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments