sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Барлетта - часть 3. Собор Санта-Мария-Маджоре (история и фасады)

В прошлый раз мы с вами простились на стене Барлеттского замка, и я вам сказал, что единственное, ради чего стоило туда идти, - это увидеть панораму городского собора.
001-вид из замка.jpg
Отсюда очень хорошо видно, что собор состоит из двух состыкованных друг ко другу частей: романской (восточной) и западной (готической). Готика в Южной Италии - нечастое явление (с разбегу могу вспомнить, пожалуй, лишь несколько церквей в Неаполе), так что собор Барлетты уже этим сразу же становится интересным.
У церкви Санта-Мария-Маджоре очень долгая и запутанная история. Если не закапываться в античность и язычество, то первый храм был построен в промежутке между 536 и 586 годами, при святом Сабине, епископе соседней Канозы. В те далекие века Каноза, напомню, была большим городом, важным в административном и церковном плане, а на месте Барлетты было лишь несколько деревушек, в одной из которых святой Сабин и построил церковь в честь Богородицы.
После разрушения Канозы сарацинами в 862 году горожане стали переселяться поближе к морю, т.е. в нынешнюю Барлетту. Ранняя деревенская церквушка была перестроена в трехнефную базилику Санта-Мария-де-Ауксилио (что-то вроде "Помощницы"). Канозские епископы после разгрома 862 года переселились в далекий Бари, а Барлетта в какой-то момент перешла под омофор епископа соседнего Трани. Папские буллы 1102, 1130 и 1150 годов признают Барлетту частью диоцеза Трани.
Третий, нынешний, храм был построен в 1147 - 1153 годах. Сохранились имена архитектора - Simiacca (Симьякка?) и некоего Мускатуса, оставившего автограф на одной из колонн (Мускатус оставил потомкам информацию о 200 дукатах, полученных им за изготовление двух колонн). На приведенной выше фотографии четко видно, как выглядела романская церковь - обратите внимание на скатные кровли главного (повыше) и боковых (пониже, вы видите лишь левый) нефов, а также два окна, украшавших восточную часть. Романская часть базилики - это по длине примерно половина современного храма. В XII веке была сооружена и кампанила. В 1267 году церковь была освящена епископом Рандольфом.
Наконец, в XIV столетии церковь Санта-Мария-Маджоре была удлинена в два раза на восток, это и есть готическая часть храма. Известны имена ктитора - это граф Барлетты Джованни Пипино  и архитектора - Пьера ди Анжикура (простите, елси неверно транскрибирую - Pierre d' Angicourt). Точных дат достройки не сохранилось; известно лишь, что в 1307 году папа Климент V издал буллу с обещанием индульгенции тем, кто вложит деньги в строительство, а в 1313 году некая барлеттская дама уже пожелала быть погребенной в одной из часовен из готического венца капелл.
4 февраля 1459 года в барлеттской церкви Санта-Мария-Маджоре был коронован неаполитанcкий король Ферранте I.
Я, как мог, пытался избежать слова "собор" в рассказе о Санта-Мария-Маджоре. Как же ранее говорилось, изначально Барлетта (точнее, существовавшие на ее месте поселения) входила с состав епархии Канозы, в какой-то момент (несомненно с 1102 года) новорожденный город перешел под управление епископов Трани. В 1327 году в Барлетте поселился титулярный архиепископ Назарета, и с этого момента Барлетта де-факто стала отдельной епархией, де-юре именуясь архиепископством Назарета. Да-да, мы с вами гуляем как бы (с точки зрения средневекового канонического права) по родному городу Христа. В течение столетий архиепископы Назарета подмяли под себя еще пару соседних епархий (в том числе Канозу), и лишь в 1818 году это каноническое недоразумение было ликвидировано.
В 1860 году епархия Барлетты была создана вновь под названием Барлетта-Назарет; правда, отдельных епископов сюда не назначали (управляли Барлеттой по-прежнему из Трани). Вот кафедральным собором этой епархии и стала Санта-Мария-Маджоре. В 1986 году произошла новая реорганизация, и епархия Барлетты была окончательно (хотя кто знает окончание истории?) присоединена к Трани; новый диоцез называется Трани-Барлетта-Бишелье, и барлеттская Санта-Мария-Маджоре теперь лишь concattedrale. Чтобы всё запутать, скажу, что епископы этой епархии по-прежнему используют в титулатуре название Назарета)))
Западный романский фасад собора выходит на узкую улочку, так что снова я буду вас терзать невероятными ракурсами:
006-западный фасад.jpg

Мы с вами уже столько апуло-романских храмов нагляделись, что мне даже неловко обращать ваше внимание на ставшие привычными детали фасада. Например, окно-роза в окружении животных:
007-роза с животными.jpg

008-роза с животными.jpg
Высоко и мелко, но, мне кажется, что вокруг окна собрался целый львиный прайд. Ниже находится еще одно окно в обрамлении колонн, каменных узоров и снова львов:
009-роза и нижнее окно.jpg

010-роза и нижнее окно.jpg

Доселе мы смотрели на фасад главного нефа, а теперь бросим взгляд на нефы боковые:
012-метопы (левая сторона).jpg

013-метопы (правая сторона).jpg

011-нижнее окно.jpg
Окно на боковой части западного фасада - на этот раз бифора (это - левое окно, справа - симметричное)

Теперь общий вид на нижнюю часть фасада:
014-три портала.jpg

Уж и не знаю, кто виноват, но центральный портал собора явно переделали в последующие века, а вот боковые так и остались романскими. Оранжевый плакат очень мешал при съемке, но он тут висел по делу. В соборе и некоторых других церквах Барлетты были выставлены в честь дорогого гостя из России драгоценности из базилики Сан-Сеполькро. Вы же помните, что в Барлетте жили бежавшие из Палестины епископы Назарета? Вот они и привезли сюда масу интересных артефактов: например, крест иерусалимской королевы Мелизенды. Вот такие оранжевые плакаты и сообщали публике о выставленных артефактах.

Будем двигаться слева направо. На северо-западном углу собора видим льва:
015-левый лев.jpg

Далее над левым порталом помещены барельефы Гавриила и Богородицы, т.е. Благовещение. Пришлось снимать по частям, так как при фотографировании сцены целиком между беседующими влезал оранжевый плакат:
016-Благовещение (Гавриил).jpg

017-Благовещение (Мария).jpg

Левый портал:
018-левый портал.jpg

Слева и справа помещались опять-таки львы (о беспощадное время!):
019-левый портал (деталь).jpg

020-левый портал (деталь).jpg

Ну а теперь архивольт по частям, слева направо:
021-левый портал (архивольт, часть 1).jpg

022-левый портал (архивольт, часть 2).jpg

023-левый портал (архивольт, часть 3).jpg

024-левый портал (архивольт, часть 4).jpg
О волшебный мир романских барельефов: тут и драконы, и козлы, и единороги, и грифоны, и люди.

Фотографии правого портала целиком у меня нет. Зато есть очередное пятьсот первое объяснение неудачи))) В соборе перед моим приходом была свадьба, из нее служители выметали лепестки роз и рис, выносили цветы и ленточки и т.д. На выметенный рис налетали стаи голубей. При каждой проезжавшей мимо машине, при каждой моей попытке приблизиться, при каждом новом выходе из церкви служителя с очередной порцией уже ненужных свадебных "огрызков" все эти голуби взлетали, кружились и снова садились за трапезу. Снимать правый портал приходилось, постоянно наблюдая за этими крылатыми засранцами (простите за мой простонародный язык!)
Итак, слева и справа портал оберегают стершиеся от времени персонажи, похожие на людей:
025-правый портал (деталь).jpg

026-правый портал (деталь).jpg

Теперь пошел архивольт правого портала, опять по частям, снова слева направо:
027-правый портал (архивольт, часть 1).jpg

028-правый портал (архивольт, часть 2).jpg

029-правый портал (архивольт, часть 3).jpg

030-правый портал (архивольт, часть 4).jpg
Здесь сюжет позабористее: люди и демоны (в т.ч. в  свином облике) бьются; может быть, причина боя - наши неутвержденные души.

Ну и наконец в юго-западном углу собора - еще один лев:
031-правый лев.jpg

Напомню, что копии отдельных сцен с правого архивольта мы видели с вами в музее Бари:
025-Барлетта-собор (музей Бари).jpg

Теперь поглядим на кампанилу XII века:
005-кампанила.jpg
Вид с запада

004-кампанила.jpg
Вид с востока

Теперь переходим на северную сторону собора. Здесь в опреденный момент случится перелом: от романской части XII века мы перескочим на готическую, XIII столетия.
032-северный фасад (деталь).jpg

033-метопы северного фасада.jpg

034-метопы северного фасада.jpg
Прошу прощения, но демонов под крышей крупнее сфотографировать было невозможно)))

035-Оранта.jpg
Эту Богородицу Оранту можно найти в арке под колокольней, не пропустите!

На северной стороне собора тоже есть портал, за ненадобностью заложенный. Но архивольт с романскими барельефами по счастью никто не разрушил:
036-заложенный северный портал.jpg

037-заложенный северный портал (архивольт, часть 1).jpg

038-заложенный северный портал (архивольт, часть 2).jpg

039-заложенный северный портал (архивольт, часть 3).jpg

040-заложенный северный портал (архивольт, часть 4).jpg
Тут нашлось место и ангелам, и демонам, и мужикам в сомнительных позах, и разным зверюгам.

И тут внезапно романика заканчивается, и начинается готика: второй портал на северной стороне - явно готический:
041-еще один северный портал.jpg

Еще три окошка в уже готической части собора:
042-окно на северном фасаде.jpg

043-окно на северном фасаде.jpg

044-северный фасад (деталь).jpg

Бросим еще раз взгляд на восточную готическую часть собора - здесь апсида окружена традиционным для готики, но очень редким в Южной Италии венцом капелл (внутри увидим):
003-восточный и северный фасады.jpg

002-восточный фасад.jpg
Рассказ невольно получился очень большим. Следующий - об интерьере - будет поменьше.
Tags: Апулия, Барлетта
Subscribe

Posts from This Journal “Барлетта” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments