Итак, крипта Сан-Маньо была построена в 1072-1104 годах. Фрески в ней написаны в конце XII - первой половине XIII столетий тремя анонимными мастерами (или тремя группами мастеров с помощниками), условно называемыми Первым, Вторым и Третьим мастерами из Ананьи. Краткие пояснения по сюжетам фресок можно увидеть здесь. Иконография крипты очень сложная; фрески распадаются на несколько циклов, повествующих о Сотворении мира, об истории святых покровителей - Магнуса и Секундины, а также иллюстрирующих Апокалипсис и Первую книгу Царств (она же - Первая Самуилова).
Начнем с Откровения, тем более что параллельно в ЖЖ ведет грандиозную работу по подбору иллюстраций к этой книге великий блогер и давняя знакомая по работе в Википедии
Итак, главная апсида:

В конхе Агнцу поклоняются четверо существ - тетраморфов (ангел, лев, телец и орел), традиционно в христианском искусстве соотносящиеся с четырьмя евангелистами. Ярусом ниже Агнца почитают двадцать четыре старца в белых одеждах и золотых венцах (обычно их число - удвоенная дюжина - связывается с двенадцатью патриархами Израиля и двенадцатью же апостолами, которые в этом случае рассматриваются в качестве родоначальников Израиля нового, т.е. Церкви).
Крупнее:

Еще ниже повествуется о св. Магнусе, к нему мы вернемся чуть позже.
В своде Христос показан таким, каким его видел автор Откровения в гл. 1:

Одежды Его, белы как снег; Он облечен в подир - багряную одежду иудейских царей; в руках у Него семь звезд (обычно толкуются как символы семи церквей, к которым Христос обращается в Отк. 2-3) и двое ключей (ими Он связывает и разрешает грехи); из Его уст выходит обоюдоострый меч (с учетом Еф. 6:17 часто истолковывается как слово Божие). Ему предстоят семь ангелов (это либо ангелы-хранители семи церквей, либо - символически - предстоятели тех же церквей); перед Ним горят семь светильников - это опять-тки семь церквей; видимо, семь храмиков внизу - это тоже указание на семь церквей.
Правее сцены поклонения мы видим четырех всадников Апокалипсиса, выходящих после снятия первых четырех печатей с Книги жизни (Отк. 6:1-8)

Левее Агнец снимает пятую печать, и под жертвенником появляются души убиенных за слово Божие и свидетельство Иисусово (Отк. 6:9-11)

Мученики, напомню, вопрошают: "Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?"
В этот же цикл можно включить очень странную сцену битвы ангелов и демонов:

Снизим уровень пафоса и поглядим на историю святого Магнуса. Собственно о мученике практически ничего неизвестно, да и не мученик он вовсе: он умер собственной смертью до приведения приговора в исполнение. Поэтому в крипте нам, вместо кровавых сцен, рассказывают посмертные чудеса: воскрешение умершего Патерниана, исцеление хромого соборного ключаря Андрея. Я могу вам показать только чудо спасения ребенка, упавшего в колодец, пока мамаша собирала фиги на дереве.

Слева, судя по всему, показан знаменитый апокрифический эпизод с попыткой сварить Иоанна Богослова в масле у римских Латинских ворот.
Ну а самое увлекательное показано в главной апсиде, под Апокалипсисом (вернитесь, пожалуйста, к самому первому снимку). Святой Магнус умер в Фонди, а похоронили его в Вероли. В IX веке Вероли попал в руки сарацин, и эти басурмане устроили в мавзолее святого Магнуса конюшню. Но Магнус - это вам не добренький Никола Угодник: он всех лошадок извел какой-то болезнью. Сарацины, опечаленные потерей своих боевых

Ну поржали, и баста! Покажу вам еще несколько святых ветхозаветных праведников.

Ручаюсь, что вы никогда не видели патриарха

Он сказал: поехали. Он взмахнул рукой. Словно гром по питерской, пронесся над землей. Нечестивые богоборцы пели такое про Гагарина, но мы-то знаем, что речь в еврейском подлиннике шла о пророке Илии)))
Ну а мы с вами вернемся к началу времен и крипты - здесь можно увидеть очень любопытную сцену Сотворения человека.

Узнать в этом библейское повествование очень трудно, особенно потому что его здесь нет. Перед нами необычная (мы же с вами в XII - XIII веках сейчас) философская картина связи внутреннего мира (микрокососа) человека с миром внешним (мундусом); оба мира представлены в виде системы концентрических окружностей. Каждая окружность делится на четыре сектора: четыре человеческих возраста (детство, юность, зрелость и страость), четыре темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик), четыре времени года и четыре стихии (воздух, огонь, земля и вода). Всё это, по мысли автора фрески, взаимосвязано.
Ну и в кадр уже попала необычная для средневекового собора сцена:

Справа о чем-то мирно толкуют Гален и Гиппократ. Слева же неясная мне (ибо Платона не читал) схема взаимодействия мировых стихий и человеческих свойств.
Но более всего мой религиозный ум восхититился циклом фресок на сюжет Перовй книги Царств, его я вам покажу в следующий раз.