sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Алатри - часть 2. Прогулка по городу

Алатри - город маленький, я за два часа управился, причем с заходом и подробным изучением двух главных церквей. А поскольку обратного автобуса до Фрозиноне нужно было ждать еще два часа, я уселся на скамейку в парке, разбитом на Акрополе, снял с себя футболку и принял первый сеанс загара в текущем году. Вывод прост: много времени на Алатри планировать не нужно, все очень компактно здесь расположено.

Рядом с церковью Санта-Мария-Маджоре находится бывший храм францисканцев - Сан-Франческо (построен в 1220-1330 годах). Фасад его соответствует времени строительства - нормальная такая готика.
005-Сан-Франческо
Роза, кстати, как утверждают, является точной копией розы с фасада Санта-Мария-Маджоре.

006-Сан-Франческо-портал

Бронзовые врата Сан-Франческо явно выполнены в XX веке, но очень неплохо получилось (я такие люблю фотографировать: смотри в Фодже и Коллеккьо).
007-Сан-Франческо-фрагмент врат

008-Сан-Франческо-фрагмент врат

009-Сан-Франческо-фрагмент врат

010-Сан-Франческо-фрагмент врат

Внутри церковь заново отделали в XVIII столетии, и теперь, за исключением пары фресок, смотреть там нечего.
011-Богородица с предстоящими (14-15 в, Мастер Альвито)
(14-15 века, автор - анонимный Мастер из Альвито)

Самое интересное находится не в церкви, а внутри бывшего монастыря. Вход туда не от церкви Сан-Франческо, а аккурат напротив южной стороны храма Санта-Мария-Маджоре. Придется, правда, заплатить 3 евро и еще ждать плохо говорящего по-английски гида, но иным способом посмотреть на "Христа в лабиринте" невозможно. Дело было так, в 1990е годы во время очередного ремонта рабочие пробивали стену и неожиданно вместо соседней комнаты попали в ранее неизвестный коридор. И там на стене столь же неожиданно была обнаружена фреска, датируемая рубежом XIII-XIV веков.

Фотографировать ее не позволяют, да и трудновато это: она большая, а коридор очень узкий. Так что покажу лишь картинку из Вики, явный скан с открытки. Дело тут не в каких-то исключительных качествах фрески (неважнецкая, блеклая да и смотреть приходится снизу вверх, под большим углом), а в ее идее. Это - единственное из известных на сей день изображение Христа в лабиринте. Христос Пантократор (в Алатри выбран именно такой иконописный тип)? Да сколько угодно, во всех концах Европы. Лабиринт? В ряде европейских соборов - в Шартре, например (говорят, алатрский очень похож на шартрский). А вот все это вместе, да еще и на стене, - это есть только в Алатри. Христос здесь помещен в центре лабиринта и указывает рукой на вход и выход (в данном лабиринте они совпадают); возможно, это - аллюзия на апокалиптическое "Я Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец".

Далее наш путь ведет на Акрополь. Я уже упоминал, что город стоит на горе; так вот Акрополь занимает самую вершину горы. В отличие от Ферентино, где мы с вами побывали ранее, акрополь Алатри давно уже нежилой; из всех его строений остался только соборный комплекс, а вся остальная территория превращена в парк, поэтому стены можно спокойно обойти по периметру как изнутри, так и снаружи.

Акрополь Алатри и его циклопические стены - самые известные в Лацио, так как ими восхитился Грегоровиус. Ларчик открывается просто: Грегоровиус увидел стены свежереставрированными: горожане постарались к приезду папы Григория XVI. Ученые колеблются в датировке циклопических стен Алатри: называются II, III и даже VI века до новой эры.
012-путь на Акрополь

013-циклопические стены Акрополя

014-циклопические стены Акрополя

В стенах Акрополя сохранились двое исторических ворот: Малые (Минори) и Большие (Маджоре). Порта Минори - это скорее узкий лаз, совсем не фотогеничный, а вот Порта Маджоре впечатляет:
015-порта Маджоре

016-порта Маджоре

Самую высокую точку Акрополя занимает собор (Алатри до 1986 года был кафедральным городом). Некогда здесь высился храм Сатурна, христиане на его руинах обустроили церковь (первое упоминание - 930 год). При Иннокентии II (1130-1143) в Алатри были перенесены мощи папы-мученика Сикста I (предание называет его шестым римским папой и приписывает ему введение в анафору гимна "Свят, свят, свят" - т.н. Санктус); в связи с обретением драгоценных реликвий собор был перестроен в романским стиле. В XIII столетии к приезду папы Гонория III собор Алатри был украшен мастерами косматеско. Но напрасно вы будет подниматься сюда ради романских "штучек" и мозаик Космати; все это было сочтено несовременным и заменено на барокко в XVII столетии. А в 1790-1808 годах собор закрыли современным фасадом, к которому в 1884 году еще и пристроили портик. В общем, вас предупредили: конечный результат я бы назвал обескураживающе неудачным.
001-фасад

То немногое, что осталось от средневековья, собрали в первой капелле справа, преградили туда доступ решеткой и выключили свет. Вспышка поможет вам разглядеть хоть что-то.
012-Иона и кит

013-остатки мозак Космати

014-остатки мозак Космати

Больше исторических артефактов в соборе вы не увидите. Но зато много артефактов, если можно так выразиться, религиозных. Например, мощи папы Сикста I находятся в одноименной капелле (1932 год)
002-алтарь с мощами св. Сикста I
Конечно, трудно представить, чтобы папа II века выглядел так, но художник-то видел только современных ему понтификов...

011-мощи блаж. Марии Рафаэллы Чиматти
Мощи блаженной Марии Рафаэллы Чиматти. Коротенькую статью по ссылке я бы настойчиво рекомендовал прочесть: блаженная была не из тех, кто исключительно "постился, молился, слушал радио Радонеж"; она работала медсестрой в больницах Фрозиноне и Алатри.

Но самый удивительный артефакт - это гостия XIII века, ставшая объектом евхаристического чуда. Я всегда с некоторым смущением пересказываю подобные истории (о них была речь в Трани , Орвието и Сиене), но без них жизнь была бы скучна. Итак дело было в далеком 1228 году. Некая девица под воздействием темных сил решилась на поругание святынь: преподанную ей на мессе гостию (тогда их подавали прямо в рот) она не потребила, а выплюнула и унесла домой, а там бросила в сундук. Через три дня девица сундук вскрыла и обнаружила вместо кусочка пресного хлеба кровоточащий кусок плоти. Далее было публичное покаяние и торжественное перенесение гостии в собор. Произошедшее зафиксировано в письме папы Григория IX местному епископу Иоанну (13 марта 1228 года). Гостию ту показывают в соборе:
003-гостия из чуда в Алатри
(И не пытайтесь разглядеть, она маленькая, за стеклом в реликварии)

А дальний правый угол собора расписан в 1920е годы фресками, повествующими о чуде. Увы, именно в этом углу безлюдного собора примостился старый дедуган, который не отходил от меня ни на минуту, беспрерывно рассказывая о чуде. Канонический статус этого дедугана остался невыясненным, но теоретически он мог быть сторожем, потому при нем снимать со вспышкой я не решился. а без вспышки получилось плохо. Но общий очаровательно-наивный настрой уловить можно)))
004-чудо в Алатри

005-чудо в Алатри

006-чудо в Алатри

007-чудо в Алатри

008-чудо в Алатри

009-чудо в Алатри
Нерезко получилось, но уж поверьте на слово: у епископов глаза навыкате от подобного рассказа, они сами ошарашены той ерундой, которой им приходится корысти ради заниматься...

010-чудо в Алатри

Еще парочку атмосферных снимков, и рассказ об Алатри будет закончен.
017-вид на город с Акрополя
Вид с Акрополя на город. Слева виден фасад церкви Сан-Франческо, по центру можно разглядеть фасад и кампанилу Санта-Мария-Маджоре. Ну и горы кругом...

019-вид от станции на горы
А тут вообще только горы (снимок сделан по пути от центра к бывшей станции)

Неувиденной осталась церковь Сан-Сильвестро на краю (я бы сказал: на обрыве) исторического центра, туда нужно идти от уже упомянутых ворот Порта Маджоре вниз по лабиринту узких улочек. Солнце меня разморило и усадило загорать, а когда оно скрылось, я вспомнил про Сан-Сильвестро и поскакал туда галопом. Увы, в районе часа дня она была закрыта. Никаких расписаний на двери не висит, так что утверждать, что она когда-либо открывается, не могу. Меж тем утверждается, что внутри есть фреска XII века со святым Сильвестром и драконом XII века плюс еще несколько фресок XIII-XV столетий.


Через Алатри автобус идет из Фрозиноне в довольно известный курортный городок Фьюджи, так что можно еще одного зайца убить при поездке сюда. Мне "заяц" Фьюджи показался не слишком аппетитным, а потому я вернулся на станцию Фрозиноне и оттуда проехал один перегон до Чеккано, куда я вас в следующий раз и приглашаю.
Tags: Алатри, Лацио
Subscribe

Posts from This Journal “Алатри” Tag

  • Алатри - часть 1. Санта-Мария-Маджоре

    Мы с вами путешествуем по крайнему юго-востоку столичной области Лацио, напомню, и сегодня у нас будет маленький городок Алатри. Некогда сюда можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments