sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Рим. Базилика святого Лаврентия "за стенами" (начало)

До церкви Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура обычные туристы редко добираются, хотя ее статус среди римских храмов очень высок. Во-первых, в недалеком прошлом она была одной из пяти патриарших базилик (остальные четыре - Латеранская, святого Петра в Ватикане, Санта-Мария-Маджоре, святого Павла "за стенами"). Во-вторых, она является одной из шесть "великих базилик" (это - пять бывших патриарших базилик плюс Сан-Франческо в Ассизи). В-третьих, она входит в число семи паломнических церквей Рима (те же пять патриарших, плюс Санта-Кроче-ин-Джерузалемме, плюс Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге). Но в наполеоновскую эпоху у находившейся за городскими стенами базилики выросло первое римское муниципальное кладбище, и за Сан-Лоренцо надолго закрепилась репутация "похоронной". В этом смысле ничего не изменилось и по сию пору, так что путеводители честно предупреждают, что внутрь попасть сложно: расписание заупокойных месс предугадать невозможно. Но хитроумный автор придумал заехать сюда во второй половине Пасхального воскресенья, рассудив, что навряд ли благочестивые семьи пожелают хоронить своего усопшего на Пасху. Добраться сюда легко: пешочком от метро "Поликлинико" или трамваем от Термини; ну а автор прикатил сюда на другом трамвае - от виллы Джулия.

001-фасад
Фасад ничего интересного не предвещает. Он выполнен в XIII веке при папе Гонории III (на кафедре в 1216-1227 годах); затем был украшен в эпоху барокко; в 1855-1864 годах, еще при светской власти папы Пия IX, перестроен в неороманском духе архитектором Вирджиньо Веспиньяни; разрушен 19 июля 1943 года в результате воздушной атаки и восстановлен, насколько это было возможно, в 1948 году. Я искренне надеюсь, что разрушение фасада Сан-Лоренцо помогло нам выиграть войну на один день раньше, но в результате мы лишились мозаик, покрывавших фасад базилики. Вики утверждает, что где-то на фасаде можно увидать фрагменты с Агнцем Божиим, а также императором Петром де Куртене (он был здесь коронован в 1217 году накануне похода за КПольской короной, из похода того ему не суждено было вернуться живым) перед святым Лаврентием. Я этих фрагментов не видал...Есть на фасаде (под портиком) и череда фресок, рассказывающих о жизни и посмертных чудесах святых архидиаконов Лаврентия и Стефана, чьи мощи покоятся в соборе. Я честно пытался их заснять, но получилось мелко, нечетко, и сюжеты остались неразгаданными, так что снимки я те потер.
Могу с фасада показать только львов.
032-левый лев

033-правый лев

Здесь же под портиком выставлен античный саркофаг (т.н. Саркофаг урожая), в котором был похоронен один из "немецких" пап - недолго царствовавший Дамасий II (на кафедре с 17 июля по 9 августа 1048 года). По официальной версии он, не привычный к римскому климату немец, умер от малярии; по слухам, его отравили сторонники низложенного папы-монстра Бенедикта IX (это еще один кандидат на звание худшего папы - в копилку к Юлию III).
005-Саркофаг урожая (гробница Дамасия II)

Коль уж пошла такая пьянка, я вам покажу разные детальки интерьера базилики, а рассказ об интерьере в целом, требующий погружения в историю и архитектуру, отложу на следующий раз.

002-интерьер
Общий вид интерьера - пока просто для понимания, что где стоит. В частности, на этом общем фото видны два амвона: правый - евангельский и левый - апостольский, оба работы Космати. Апостольский - очень простенький, я его и не стал снимать, а вот евангельский - достойная работа мастера:
014-амвон Евангелия (Космати)

015-амвон Евангелия (деталь)

На стене правого нефа сохранились остатки средневековых фресок (ни Вики, ни местный инфостенд не конкретизировали дату):
016-фреска на правой стене

Ну и наконец у самого входа (умное слово узнал: контрфасад!) находится гробница кардинала Гульельмо Фьески - похоже, вот этого, племянника Иннокентия IV. Античный саркофаг III века накрыли балдахином столетия XIII-го.
006-гробница Гульельмо Фьески

007-гробница Гульельмо Фьески (деталь)

008-гробница Гульельмо Фьески (деталь)

009-гробница Гульельмо Фьески (деталь)

010-гробница Гульельмо Фьески (деталь)

011-гробница Гульельмо Фьески (деталь)

012-гробница Гульельмо Фьески (деталь)

013-гробница Гульельмо Фьески (деталь)

Мне вот даже интересно стало. Эти люди(шки), которые так боялись попасть в ад, вообще не понимали, что завещали себя похоронить в языческом саркофаге, сплошь утыканном изображениями идолов?

Архитектурную часть я откладываю на следующий раз. А пока что обращу внимание на прошлый особый статус Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура - патриаршей базилики. Наши канонисты очень часто рассказывают об утраченном идеале - системе пентархии (пятиглавия, т.е. пяти патриархий), сложившейся в Византии после V века. А ведь пять патриарших базилик Рима - это прямое следствие той пентархии. В эпоху Крестовых походов папам практически удалось возродить эту пентархию, но уже под своей пятой: в Кполе, Антиохии и Иерусалиме на кафедрах сидели латинские патриархи; Александрию, правда, взять так и не удалось, но титулярного патриарха для нее тоже посвятили. Когда крестоносные государства сошли на нет, латинские патриархи КПоля, Антиохии и Иерусалима своих тронов лишились, но в продолжение последующих веков в Риме продолжали посвящать новых первосвятителей на утраченные кафедры. А поскольку патриарх, хоть и номинальный и титулярный, обязан иметь свой кафедральный собор, четыре больших римских церкви и были выделены для этой цели (пятым патриархом, как понимаете, был сам папа, и его кафедрой числился Латеранский собор). Вот наша церковь Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура была кафедральной для латинского патриарха Иерусалимского вплоть до 1847 года. В том году было решено, что место Иерусалимского патриарха - все же в Святом граде, тем более, что количество католиков латинского обряда там значительно выросло за счет неутомимых миссионеров. Да-да, пока греческий и армянский патриархи Иерусалима каждый год на потеху всему миру дерутся и зажигают БО, их латинский тезка тихо и мирно пасет своих 300 тысяч словесных овец в Израиле, Иордании и на Кипре)))

А вот остальные три восточных патриарха латинского обряда более не существуют. После Второго Ватиканского собора Римская церковь повернулась более дружелюбными, чем раньше, частями тела к отделенным восточным собратьям, и было решено не назначать более номинальных латинских патриархов в пику их православным коллегам.

Вообще в России титул патриарха, да еще и вкупе с титулом "святейшества", окружен каким-то гипертрофированным ореолом. Перепадает от этого ореола и православным восточным патриархам: регулярно в сети попадаются восторженные рассказы экзальтированных паломников о приеме их патриархом Иерусалима, ну а о анекдотическом расколе с КПолем из-за Украины не знает только ленивый. Чтобы мои читатели отныне были менее экзальтированным, а более разумными по отношению к громкому титулу "патриарх", позволю себе просто перечислить всех современных нам епископов, именуемых патриархами Антиохийскими.

Ну коли мы живем в России, то по справедливости нужно первым назвать Иоанна X, "нашего" предстоятеля Антиохийском Православной церкви.

Ему противостоит (номинально, конечно, весь пар той войны давно уже ушел в свисток) Иосиф Абси, предстоятель мелькитов (те же православные византийского обряда, но только в унии с Римом). В далеком XVIII веке сирийские православные архиереи выбрали сразу двух патриархов: одного признали КПольский патриарх и турецкий султан, а другой поехал искать правду в Рим, где и был посвящен в сан папой. Примерное соотношение православных и мелькитов - 50 на 50, за каждым из противостоящих патриархов изначально стояли по одной крупнейшей христианской общине Сирии - Дамаска и Алеппо.

Но еще после Халкидонского собора среди сирийских христиан возникло противостояние между халкидонитами (они же мелькиты, т.е. царские), принявшими тот собор, и их противниками, которые в VI веке создали параллельную иерархию, которую по имени их полулегендарного основателя называют яковитскою. У яковитов есть свой предстоятель, который также именуется патриархом Антиохии, зовут его Игнатий II Афрем. Для православных специально отмечу: яковиты придерживаются традиционного западно-сирийского обряда (нынешние православные и мелькиты давно уж перешли на византийский)

Следите за руками! Часть яковитов в XVII веке ушли в унию с Римом, турки ту иерархию поначалу задавили, но уже через столетие махнули рукой и признали. Итак, приветствуем сиро-католического патриарха Антиохии Игнатия Иосифа III!

Не сметь не дочитывать! У нас остался еще один патриарх Антиохийский - он возглавляет маронитов, очень значительную группу ливанских христиан, чья ранняя история тонет в легендах, которые в XIII веке вошли в унию с Римом. Именно эти марониты являются одной из трех главных этноконфессиональных групп Ливана, из их числа выбирается президент этой страны. Как вы предчувствуете, у маронитов тоже есть патриарх Антиохийский - Бешара Бутрос. Их богослужебный обряд - одна из ветвей западно-сирийского, но чаще литургисты предпочитают его выделять в особый маронитский обряд.

Итак, если вы случайно встретите на улице двух и более патриархов Антиохии (а также двух и более патриархов Иерусалима, двух и более патриархов Александрии), не надо бежать в психушку - у вас с головой все нормально, некоторый э-э-э непорядок наблюдается в Церкви Христовой))). А вообще лучше всего не обращать внимания на эти громкие титулы.
Tags: Рим
Subscribe

Posts from This Journal “Рим” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments