sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Фрари-часть 2

В этот раз мы попытаемся поглядеть надгробия и памятники, находящиеся во Фрари, тщательно обходя пока живописные работы (о них будет отдельный разговор). Здесь похоронено немалое число венецианских аристократов, память о делах которых почти выветрилась из голов их дальних потомков, но памятники и двум  знаменитостям - Тициану и Канове - над славой которых время оказалось невластно.

Ой, кажется интерьер церкви я еще не показал? Готика снаружи не обманывает: столь же великолепная готика ждет нас внутри. По счастью, францисканцы не погнались за капризной модой и не устроили из своего храма шкатулку с барочными росписями на вольные темы. Здесь царит голый кирпич, большие окна-витражи и уходящие, как кажется, в само небо тонкие своды.
009-главный неф
Стена, которую вы видите впереди, - это никакой не иконостас. Этой П-образной перегородкой выделены во Фрари монашеские хоры. Там внутри 124 посадочных места (не знаю, насколько правомерно их стасидиями называть), на спинках мест верхнего ряда (50 штук) вырезаны Христос, святые и двое самих резчиков, под шумок увековечивших себя, любимых. Обо всем этом я узнал уже дома, так как мой путеводитель почему-то о хорах умолчал.
Ну а теперь вперед к памятникам.
Как выяснилось в Венеции, я, к сожалению, очень плохо знаю искусство эпохи Возрождения и позже. Множество великих художников для меня до этой поездки как будто не существовало. Это не про Тициана, конечно, потому что он есть у нас в Эрмитаже, и анекдот про то, что суровый король Филипп II собственноручно подавал художнику кисти, был мне знаком. Но именно из-за этого анекдота я был уверен, что Тициан - испанец. А он оказался уроженцем Венето, много лет работал в Венеции и умер здесь от чумы. Тициан желал быть похороненным во Фрари, где находились две его работы - "Ассунта" и "Мадонна Пезаро" (мы их еще увидим). Над могилой Тициана должна была висеть его последняя картина - "Пьета", но ее затем переместили в другую церковь, а ту, в свою очередь, разрушили, и в итоге полотно оказалось в Галерее Академии. В результате в чьей-то голове родилась мысль соорудить над прахом Тициана памятник, коль уж "Пьету" не вернуть назад. Венецианской республики к этому времени уже не существовало, да она и в годы своего существования роскошные монументы лишь дожам воздвигала. Поэтому памятник великому венецианскому художнику был установлен по заказу оккупационных властей, а именно австрийского императора Фердинанда I . Впрочем, конкретно этот император был единственным действительно популярным в австрийской Италии членом дома Габсбургов: он был единственным, кто счел необходимым короноваться в Милане как король Ломбардо-Венеции, он амнистировал участников очередного восстания в Ломбардии и проч. А еще он всю жизнь считался слабоумным, страдал эпилепсией и водянкой головного мозга, а в начале революции 1848 года предпочел покинуть трон.
Ну вот, как всегда,  начал с художника, а как перешел на коронованную особу, так Остапа и понесло . Мы же с вами памятник Тициану смотрим, а не Фердинанду:
010-гробница Тициана
Памятник был выполнен в 1838-1852 годах, так что модный неоклассицизм здесь играет всеми красками: множество аллегорий (здесь нашлось место Знанию и Природе - они обрамляют фигуру Тициана; Скульпутуре, Графике, Живописи и Архитектуре - они меж колоннами зарылись), крылатый лев с гербом дома Габсбургов (слишком высоко, патриотам было потом лень этот щит ломать). Барельефы на заднем плане - это повторенные в камне картины мастера: "Ассунта" (я же обещал вам его показать, так что покажу, не сомневайтесь), "Мученичество святого Петра" (в Вероне, не нашел в сети) и "Мученичество святого Лаврентия" (это уже здесь, в Венеции, в иезуитской церкви):
Tizian_047

А саму фигуру Тициана с Природой и Знанием по бокам, а "Ассунтой" за спиной, я вам поближе покажу:
011-гробница Тициана

А напротив Тициана стоит памятник Канове. Тут вообще история с волшебным превращением.  Памятник Канове сооружен по проекту самого Кановы, только предназначал его мастер не для себя, а для Тициана. Вот как все в жизни сложно! Канова выполнил проект еще в 1794 году, когда Венецианская республика еще существовала; затем случилось падение республики и неоднократный переход Венеции из рук Франции в руки Австрии, а потом в 1822 году умер сам Канова. После кончины мастера по подпсике были собраны деньги на монумент, и ученики мастера, не долго думая, реализовали уже имеющийся проект. Получился, как это и должно быть у Кановы, образец классицизма:
024-гробница Кановы
Причем, как оказывается (тоже узнал постфактум), Канова вообще похоронен на родине, а в Венеции осталось только его сердце, которое собственно и хранится во Фрари. Мне очень нравится идея Кановы с открытой дверью, влекущей героя в вечность; может быть, это воспоминание о его же памятнике последним Стюартам в римском соборе святого Петра (я в молодости очень любил Вальтера Скотта, а после прочтения его романов невольно становишься якобинцем  -не то, яковитом - опять не то, якобитом

А вот еще один памятник увековечивает не гения, а пустое человеческое тщеславие. Хотя именно памятник Джованни Пезаро (1589-1659), дожу Венеции в 1658-59 годах, неизменно привлекает к себе "понаехавших". Сам Пезаро оставил по себе просто никакую память: его правление было очень коротким, пришлось на время Критской войны (1645-1669), в которой венецианцы хоть и проявили чудеса, но все же Крит потеряли. В общем, обычная фигура из разряда: родился, женился, умер. Но зато какое надгробие (и это еще не все влезло в кадр!):
022-монумент Джованни Пезаро
Есть там и неизбежные гении, и совершенно неожиданные верблюды, и сам дож. Но самый барочный ужас прячется в нижнем ярусе:
023-монумент Джованни Пезаро
Сам знаю, что плохо видно))) Мавры, поддерживающие ярус с гениями, одеты в невообразимые халаты и что-то похожее на драные треники. А вот между ними держит свиток с эпитафией иссохшая мумия, наподобие тех, что мы видели в палермитанских Катакомбах капуцинов.
Вот кто бы, кроме специалистов, помнил о доже Джованни Пезаро, если бы не этот помпезный монумент? Негры в драных трениках вознесли его в вечную славу)))
К сожалению, вижу, что меня опять в кости и надгробия понесло. Что поделаешь: жизнь любого рано или поздно завершается...Придется мне еще один рассказ надгробиям из Фрари посвятить, а потом, честное венецианское, будет сомтреть Тициана и Виварини!
Tags: Венеция, Фрари
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments