sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Category:

Фрари-часть 4

Мне кажется, что надгробиями уже утомились все, поэтому мы с ними временно прервемся. Тем более, что большинство посетителей ходят во Фрари смотреть не гробницы великих и не очень великих людей, а картины. Так что в этот раз рассказ будет представлять собой набор иллюстраций с минимальными комментариями.
В центральной апсиде за главным алтарем находится шедевр Тициана "Мадонна Ассунта" - Вознесение Богородицы (1518).
021-Вознесение Богородицы (Тициан)
Это как раз тот случай, когда иллюстрация мешает работе воображения. Дело в том, что полотно писалось Тицианом конкретно для этого места в этой церкви. Все помнят, что мы находимся в готическом храме с высоченными (28 м) сводами? Картина "вписана" в храм: Богородица буквально взлетает в готические своды, и ангелы парят где-то между полом, где роятся эти смешные прихожане, и стрельчатым потолком, на котором приютился Отец Небесный. В этой картине нет ни одного статичного изображения: пораженные апостолы с очами горЕ и простертыми руками, смешные детишки-ангелы роятся вокруг Марии, Отец в сопровождении ангелов летит Ей навстречу. Если приглядеться, то узор вверху картины - это тоже рой ангелов.
Далее. В готическом храме еще и большие окна с витражами полагаются (здесь витражи, правда, поздненькие). И все это море света пронизывает картину. Чтобы в этом убедиться, имеет смысл прийти во Фрари вечером, когда вход уже бесплатный, электричество почти что полностью выключено. И во мраке сияет нездешним светом тициановская Ассунта.
Взлетающую ввысь Богородицу видно сразу от входа, сквозь монашеские хоры (вот здесь первая картинка: http://sibeaster.livejournal.com/88238.html). А ведь когда-то этих хоров не было. Но чтобы прочувствовать эту картину, полезно будет опять-таки придти сюда поздно вечером или рано утром, до туристов. Попробуйте просто посидеть перед этой картиной (можно и постоять, но ноги в Венеции - вещь быстро устающая, и их беречь), и в какой-то момент этот вихрь с апостолами, ангелами и Богородицей подхватит вас и унесет в запредельные дали. Первый раз я думал, что виноват алкоголь (зашел сюда после ужина с поллитрой вина), но утренний визит переубедил меня: все-таки дело не в вине, а в гении Тициана.

Далее будут шедевры попроще, без столь возвышенных эмоций.
1. Капелла Корнер в левом трансепте. Алтарный образ здесь: "Святой Марк с предстоящими" Бартоломео Виварини (1474). Об авторе вот тут чуточку: http://it.wikipedia.org/wiki/Bartolomeo_Vivarini
019-Св.Марк на троне (Бартоломео Виварини)
Сюда уж, хочешь-не хочешь, бесплатно не попасть: в "неприёмное время" капелла закрыта. Сравните даты написания этой картины и предыдущей: всего-то одно поколение прошло, а какой скачок произошел. Вроде бы и все фигуры выписаны тщательно, и лица у них нормальные человеческие, но все какое-то неживое, вы не находите?
Иоанна Крестителя и блаженного Иеронима все узнали? (это те, кто слева) А вот фигуры справа я, признаться, без путеводителя не опознал. Ну с епископом в митре, понятное дело, что не може быть ясности, ибо святых епископов было много, и писали их похожими. Подсказкой может быть, кроме путеводителя, конечно, информация, что святого этого особенно почитали в Венеции, так как здесь хранятся его мощи. Правда, некий город на "каблуке" Италии утверждает то же самое...Теперь, думаю, вcе узнали?
Ну и, наконец, ближняя правая фигура - это, оказывается, апостол Павел. Без меча и не узнаешь.
2. Апсида в левом нефе - капелла миланцев. И алтарный образ здесь, разумеется, "Святой Амвросий с предстоящими" (дописана в 1503, уже после смерти автора), работы Альвизе Виварини (о нем здесь: http://it.wikipedia.org/wiki/Alvise_Vivarini) и Марко Базаити (http://it.wikipedia.org/wiki/Marco_Basaiti). Специально шел ее смотреть, потому что в этот раз у меня было назначено свидание со святителем Амвросием в Милане (как-нибудь расскажу):
018-Св.Амвросий (Альвизе Виварини)
Святых Себастиана и Иеронима, уверен, все уже узнаЮт. Еще на картине присутствуют Людовик Святой и Иоанн Креститель (слева от Амвросия), Григорий Великий и блаженный Августин (справа).
3. Теперь  переходим одну из апсид  правого нефа, где за алтарем находится полиптих Бартоломео Виварини (1482)
017-Мадонна со святыми (Беллини)
Про автора можно почитать по ссылке выше. Кроме легко опознаваемой Богородицы (шутка известная: у одного гида как-то спросили: почему у Мадонны всегда на коленях находится мальчик и ни разу девочка), здесь есть Петр и Павел (обратите же внимание на этого добряка Петра), а также Андрей Первозванный и Николай Чудотворец.
4. Ну а теперь пройдем в ризницу (мы через нее уже проходили, когда гробницу Франческо Дандоло посещали), потому что тамошний шедевр пропустить ни в коем случае нельзя. Все слышали: нельзя! Это сказано, потому что ризница частенько бывает закрыта "для литургических церемоний" (честное слово, так прямо и написано на решетке, перекрывающей вход). Дело в том, что большинство будничных месс совершается именно здесь, а для молящихся даже оборудован отдельный вход (см. здесь: http://sibeaster.livejournal.com/88046.html, предпоследняя фотография, вход - слева). Между тем, местный алтарный образ - это триптих Джованни Беллини (1488) на неисчерпамую тему Мадонны с предстоящими:
448px-Frari_Triptych
Предстоящие святые - Марк, Петр, Бенедикт, Николай. Выбор всех святых, кроме Петра, объясняется просто: это небесные тезки мужа и двух сыновей дамы, в честь которой был написан триптих. Мой путеводитель советовал мне пробежаться пару раз от Ассунты до триптиха Беллини, чтобы прочувствовать разницу между двумя изображениями. У Тициана Богородица летит, а святые на земле и на небе громко ликуют (судя по позам). У Беллини от Богородицы веет неземным спокойствием: Она уже там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, и святые тоже там))) Качество работы бесподобно, так что технически это смело можно именовать шедевром. Но вот композиция - увы, нет тут никакой композиции. Это просто застывшие статуи, и совсем непонятно, как перед таким образом заказчица предполагала молиться. Участникам этой сцены уже настолько параллельны все земные огорчения и заботы, что помощи ждать от них - гиблое дело. А учитывая мое более чем прохладное отношение к сложившемуся у нс культу святых, картина бьет не в бровь, а в глаз.
Впрочем, можно вообще об этих ПГМ-ных материях не задумываться, а просто любоваться.
5. Ну и последнее на сегодня полотно - "Мадонна Пезаро" Тициана (уже не в первый раз у меня получается рондо). Оно вообще-то должно висеть на стене в левом нефе, но по каким-то неведомым причинам к моему приезду ее перенесли в одну из апсид этого нефа. Что было даже к лучшему, потому что освещение в апсиде несравненно лучше, чем в полутемном боковом нефе.
020-Пала Пезаро (Тициан)
Путеводитель любезно обращает наше внимание на то, что все изображенные лица, кроме св. Петра и Франциска, писались с натуры, потому что это члены семьи заказчика. А самого заказчика мы видим в левом нижнем углу: это латинский епископ Пафоса Джакопо Пезаро. А самое главное: Тициан впервые в своей творческой биографии разместил Мадонну с Младенцем не в центре картины. При этом внимание зрителей все равно приковано к Богомладенцу и Его Матери, потому что на них Тициан направил яркий сноп света.

Ну что, всем понравилось? У нас впереди еще столько церквей с серьезной живописью, что, пожалуй, нужно сделать перерыв. В следующий раз у нас будет совсем не серьезный Веронезе из церкви Сан-Себастьяно, что в районе Дорсодуро. Название района полностью соответствует его сути: я по храму вообще бродил в одиночестве)))
Tags: Венеция, Виварини, Тициан, Фрари
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments