sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Мадонна-дель-Орто-часть 1

Давненько я сюда не писал, однако. Неожиданно оказался в отпуске, так что провожу время вдали от компьютера. Постараюсь исправиться и расскажу, как обещал, об еще одной жемчужинке Венеции - церкви Мадонна-дель-Орто, что спряталась вдали от наводненного туристами центра на одном из островков района Каннареджо.

"Вдали" в Венеции - это каких-нибудь минут 15, потому что город-то невелик. Но благодаря запутанной системе каналов и улочек, зайти куда-нибудь "вдаль" - задача, трудно решаемая без карты. Именно поэтому в церковь, заполненную шедеврами Тинторетто и являющуюся еще и последним его приютом, доходят не все. В отличие от исписанной им сверху донизу скуолы Сан-Рокко. О последней я бы вам даже и не заикнулся, потому что количество бродящих по ней туристов с зеркалами в руках и путеводителями в зубах удивило даже видавшего виды меня. В общем, если вы полюбите Тинторетто, то в скуолу Сан-Рокко вы и без меня доберетесь (она спряталась сзади у Фрари), а вот кто желает увидать церковь Мадонна-дель-Орто, тех попрошу остаться.

Я, сознаться, полюбил в Венеции не только Тинторетто, но и готику. Дело в том, что в моей любимой Сицилии готики, можно сказать, и нет; в не менее любимом Риме - тоже (не считая единственную готическую церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, но что такое одна готическая церковь против сотен не готических?) А вот в Венеции готики предостаточно, один шедевр - Фрари - я уже показывал, а вот теперь смотрим на церковь Мадонна-дель-Орто:
038-Мадонна-дель-Орто
Если забыть про торчащую колокольню, увенчанную луковкой (явно восточное влияние), то все остальное ясно указывает на стиль строения. Стрельчатые арки, тоненькие башенки с игольчатыми шпилями (я бы даже сказал: шпильками), окно-розетка в центре и вновь стрельчатые окна с витражами по бокам, характерные для того времени многочисленные статуи - все это безошибочно указывает на XV век (ну а если заглянуть в подсказчик, то годы постройки фасада - 1460-1464 годы).

Церковь несколько раз переходила от одной конгрегации к другой, даже сменила имя (изначально она была освящена в честь святого Христофора, а Мадонна-дель-Орто - это народное прозвище чудотворной статуи Богородицы, найденной в соседнем саду), но все это мало интересно, потому что главное здесь - это полотна Тинторетто (1518-1594), жившего где-то рядом, бывшего здешним прихожанином и тут же и похороненного (справа от главного алтаря). Картины были написаны именно для этой церкви, то есть находятся на своем законном месте.
Внутри нас вполне закономерно поджидает великолепная готика:
040-интерьер
И самое интересное находится в алтаре. Вы уже видите полотно слева, занимающее всю стену вплоть до свода? Это "Поклонение золотому тельцу" (традиционное название, мы увидим, что телец там - далеко не самый главный персонаж). Справа симметрично расположено столь же значительное полотно - "Страшный суд". На месте их приходится рассматривать под углом, так как в пресвитерий не пускают. Мы же, любезно воспользовавшись неисерпаемыми сокровищницами Википедии, поглядим на них анфас:
1. Поклонение золотому тельцу
046-поклонение золотому тельцу (Тинторетто)
Как видите, тут дело как раз не в тельце. Тинторетто известен своей мастерской работой со светом и тенью, и на примере этой картины это мастерство можно продемонстрировать. Телец и поклоняющиеся ему израильтяне находятся внизу картины, в полумраке. Это полумрак концентрируется во тьму вокруг идола. Персонажей на картине, как и всегда у Тинторетто, очень много: здесь и сомневающиеся, и убеждающие, и пьяные, и готовые э-э-э плодиться и размножаться, не отходя от кассы. Есть и искренне поверившие в тельца, взирающие на него с восхищением. И над всем этим обезумевшим собранием клубятся мрачные тучи, предвещающие несчастья.

А вот выше...Яркий сноп света, множество ангелов, летящих вниз и несущих Скрижали завета. И в центре этого сияния Моисей с иссохшим от поста телом (ведь он 40 дней ничего не ел), но сияющий и преображенный (помним ведь, что от его лица исходил свет, который он маскировал покрывалом).

Какой контраст, какая разница между так ничего и не понявшим, погрязшим в разврате и идолопоклонстве Израилем, с одной стороны, и бесконечно прекрасным горним миром, в котором экстатически уже находится Моисей!
Вот вам Моисей поближе:
046б-поклонение золотому тельцу (Тинторетто)

2. Страшный суд
047-Страшный суд (Тинторетто)
Все сказанное о "Поклонении тельцу" можно повторить и здесь. Тот же невыразимый контраст между восходящими в горняя праведниками и падающими в глубины ада грешниками. Как и в "Поклонении" здесь есть четкая граница между светом и тьмой: там это были клубящиеся облака, здесь же - некая черта, в которую из последних сил вцепились грешники.
К сожалению, оценить это полотно по достоинству мешает его великая тезка из Сикстинской капеллы работы Микеланджело. Действительно, после Микеланджело писать Страшный суд невероятно сложно. Но мне кажется, что Тинторетто с блеском справился с задачей. Там у Микеланджело сложная многочастная поэма, здесь же у Тинторетто разрубленное в одно мгновение бытие мира, своеобразное повторение первого дня творения - отделение света от тьмы.

В пресвитерии есть еще две работы Тинторетто. Я уж, с вашего одобрения, не буду мучить вас своими комментариями - просто полюбуйтесь:
3. Видение апостола Петра. Князь апостолов видит предстоящий ему крест
045-видение св.Петра (Тинторетто)
4. Казнь апостола Павла (тут уж за качество извиняйте: фото мое, в Вики почему-то не нашлось лучшего)
044-казнь св.Павла (Тинторетто)
Не могу удержаться от того, чтобы напомнить, что я вас водил и к костям обоих апостолов в Сан-Пьетро и Сан-Паоло-фуори-ле-мура, и к месту казни Павла в в Тре Фонтане. Так что у нас получается очередное изящное рондо. А вот дать ссылки на собственные записи я не могу: после очередной поломки ЖЖ мне не попасть в собственный журнал (захожу через свой почтовый ЖЖ-ящик, он почему-то нормально работает). Враги, кругом враги. Или лучше так: искушения, батенька, искушения.

На этом настоящая запись заканчивается, но не заканчиваются работы Тинторетто в церкви Мадонна-дель-Орто. Мы еще сюда вернемся, если, конечно, ЖЖ решит меня впустить)))
Tags: Венеция, Тинторетто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments