sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Мадонна-дель-Орто-часть 2

Сегодня был прекрасный день))) Так что можно исполнить супружеский гражданский долг перед читателями и дорассказать про Тинторетто в церкви Мадонна-дель-Орто. Мы с вами в прошлый раз смотрели его работы только в алтаре, но в правом нефе есть еще пара шедевров, на которых мы и остановимся поглазеть.

1. Введение Богородицы во Храм
042-Введение во Храм (Тинторетто)
Злые языки (мой путеводитель, в том числе) утверждает, что Тинторетто и Тициан писали одновременно один и тот же сюжет. Типа, кто из них круче. Ну, честное слово, путеводители иногда - прямо как дети. Вот ни за что не поверю, что два больших мастера занимались такой ерундой, как социалистическое церковное соревнование. Все же для сравнения дам ссылку на картину Тициана, находящуюся в музее Академии: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7a/%22Pr%C3%A9sentation_de_la_Vierge_au_Temple%22_de_Titien_%28Accademia%2C_Venise%29_%288103563222%29.jpg

Сходство очевидно. Оба использовали один и тот эффектный трюк: маленькая девочка - на бесконечно большой (по ее меркам) лестнице, а кругом много больших серьезных дядей и теть. У Тинторетто окружающей массовки гораздо меньше, но опять какая игра света и тени! Вся "храмовая" часть, в том числе, и перовсвященник - в тени; они - стремительно уходящее прошлое. А все настоящее сосредоточено в этой крохотной девчушке, вокруг которой все сияет (обратите внимание на облачное небо! солнечный свет исключен - сияние явно не от мира сего). Конечно в картине много натянутостей: и римский обелиск на заднем плане, и платьице XVI века на главной героине. Но за этот сноп сета, перемещающийся с маленькой Марией по бесконечной лестнице можно простить все анахронизмы.

Тут уж все же придется остановиться, чтобы сказать неприятное. Когда я был молодым и красивым, то безусловно верил всему, что в церковных книжках говорится. Теперь я просто красив (хе-хе) и сознАюсь, что мысль о том, что вся история Введения - просто миф, стала для меня некогда большим ударом. Что поделаешь: и святые ошибались, и Церковь вслед за ними. Если кому-то такая моя мысль кажется хульной и достойной анафем, перечитайте те главы Исхода, Левита и Второзакония, что посвящены устройству скинии и организации ветхозаветных жертвоприношений. Если бы девочка (не мужчина, не левит, не первосвященник!) хоть на минуту зашла в Святая святых, то боюсь, от нее не осталось бы мокрого места. Ее свои бы единоверцы забили бы насмерть. Не говоря уже о Том, Который за одно прикосновение к ковчегу побивал тысячи. Похоже, главная мысль праздника изначально состояла в том, чтобы показать новообращенным (в пику конкурирующей фирме - синагоге), что Боговоплощение сделало ненужным всю ветхозаветную канитель с жертвами и скиниями, а Богородица как раз и явила миру истинный храм Божества. Ну а потом эта ясная богословская мысль потребовала какого-нибудь зрительного образа, сначала его изобрели просто в качестве притчи, ну а затем в него поверили, и он стал жить собственной жизнью, не зависимой от создателей. Все ведь слыхали, что Марию в Святая святых кормили ангелы? А кто, пардон, оттуда горшки выносил?

Прошу прощения, если я чью-то веру обидел...Все же лучше не строить дом на песке - плохо все кончится.

2. Ну а вторая картина - чудо святой Агнессы (помните мы бывали с вами в Риме в базилике и катакомбах, с нею связанных  (http://sibeaster.livejournal.com/23551.html)
043-Чудо св.Агнессы (Тинторетто)
Если я вам опять повторюсь про мастера света и тени, то вы, наверно, вообще перестанете меня читать))) Поэтому я просто скажу, что показан один из эпизодов ее жития, когда она воскресила своего бывшего воздыхателя, чьи домогания, собственно, и стали причиной ее мученичества: http://www.pravenc.ru/text/63334.html. История, как водится, на совести авторов. Редакция настоящего ЖЖ оставляет за собой и своими читателями право делать выводы самостоятельно.

В церкви есть работы еще и сына Тинторетто - Доменико. А также - Тициана, Пальма Старшего и Младшего и многих других. "Товия с архангелом Рафаилом" Тициана, скажу честно, не пробудила во мне сильных чувств, поэтому ее мы опустим.

А вот еще одного автора нужно назвать громко и четко: Чима да Конельяно (Cima da Conegliano, ок. 1460-ок. 1518). Еще одно мое открытие в Венеции, хотя, как оказалось, две его работы есть у нас в Эрмитаже. Вот к чему приводит отсутствие искусствоведческого образования: столько раз ходил мимо ...и проходил дальше.

В Венеции картины Чима да Конельяно разбросаны по нескольким церквам, и в этом случае я, пожалуй, отступлю от собственного правила рассказывать о церквах целиком (чтобы некое подобие путеводителя получилось), а посвящу один рассказ картинам этого автора, которые мне в Венеции попались.
Tags: Венеция, Тинторетто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments