sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Сан-Дзаниполо (часть 3)

В прошлый раз мне пришлось, ради сохранения логики повествования - все дожи Мочениго в одном рассказе, пожертвовать единством места: мы плавно перешли с "задней" (западной) стены Сан-Дзаниполо на "левую" (северную), чтобы увидеть гробницу дожа-пророка Томмазо Мочениго. Сейчас мы досмотрим эту левую стену, тем более что там памятник не слишком-то известному человеку, а потом одним прыжком перейдем на стену правую (южную), на которой мило заигрывают с нами члены семьи Вальер.

Итак по левой стене верхом на своем жеребце едет в вечность некий сенатор Помпео Джустиниано:
026-памятник Помпео Джустиниани
Я уже как-то писАл, что меня такие рысаки в венецианских храмах смущают: все-таки не совсем они тут к месту. Мою жалобу услыхали и поместили рядом очень известное изображение святого Иеронима работы Алессандро Витториа (1576):
027-Св. Иероним (А.Витториа)
Я, как всегда, сфотографировал плохо, но поверьте на слово: монументальная работа.

Ну а теперь прыгаем в правый неф, чтобы увидеть самое монументальное надгробие Сан-Дзаниполо - мавзолей семьи Вальер. Увы, о двух дожах Вальер, отце и сыне - Бертуччо (1596-1658, дож с 1656) и Сильвестро (1630-1700, дож с 1694) могу сказать только одно: они родились, женились и умерли. Даже итальянская Вики скупа на их биографии. Хотя их правления и попали на две судьбоносных для Республики войны - Критскую (1645-1669) и Морейскую (1684-1699), в ходе которых Венеция потеряла Крит (в первую) и освободила Пелопоннес (во вторую). Уже говорил ранее, что с веками дожи все больше теряли реальную власть, так что участие этих двух людей в этих известных конфликтах было минимальным.

Собственно говоря, никто, кроме историков, и не знал бы этих двух дожей, если бы не амбиции вдовы младшего из них. Именно ей принадлежит идея устройства фамильного мавзолея для свекра, мужа и ее самой. Впрочем, злые языки утверждают, что Сильвестро скоропостижно покинул этот мир сразу же после крупной семейной ссоры с супругой, так что последняя в некотором роде чувствовала себя виноватой, почему и нет поскупилась на величественное выражение своей скорби. Всяко бывает...

Но вернемся все же к памятнику:
007-памятник семьи Вальер
Это сложное многоярусное сооружение, за которым уместилась целая капелла. Насколько получилось, снимал детали:
008-памятник семьи Вальер
Мой путеводитель ехидно заметил, что два дожи и догаресса (жена дожа - догаресса, сам удивился) кокетничают друг с другом и самой вечностью.

012-памятник семьи Вальер
009-памятник семьи Вальер
010-памятник семьи Вальер
Я чувствую себя бессильным при попытке расшифровать все эти аллегории. Единственное, что мне понятно, это барельеф на последнем изображении: лев святого Марка побеждает крылатого дракона - именно в правление Сильвестро Вальера был подписан мирный договор, по которому Венеция заполучила в вечное владение Морею - полуостров Пелопоннес. Увы, ничего нет вечного в этом мире, и в следующую войну 1714-1718 Морея была вновь и уже навсегда потеряна.

Вопрос из серии, а знаете ли вы. Та война, которая для Венеции была Морейской, была, можно сказать, общеевропейской. Турции противостояла широкая коалиция - империя Габсбургов, Речь Посполитая и даже наша матушка Россия. Да-да, крымские походы при царевне Софье и азовские походы Петра Великого были нашим участием в этой грандиозной войне, в ходе которой христиане серьезно накостыляли туркам. А начиналось все плохо: турки в 1683 году осаждали Вену, и только вмешательство новоизбранного польского короля Яна Собесского спасло старушку Вену от янычарских сабель. Зато в результате войны, Габсбурги наконец-то стали не только по титулу, но и фактически королями Венгрии, избавив ее от полуторавекового османского ига. Собственно именно Габсбурги виноваты в том, что христианам не удалось завершить войну еще более внушительными успехами: в 1700 году умер последний испанский Габсург Карл II, и австрийцам нужно было срочно завершить войну на востоке, чтобы начать грандиозную битву за не менее грандиозное испанское наследство.

Чего-то увлекся я...В качестве извинения за свою словоохотливость выдаю крупным планом фрагмент мавзолея Вальеров с торжествующим львом:
011-памятник семьи Вальер
В нашей (когда я говорю "нашей", имеется в виду православная) среде принято Венецию громить последними словами за разгром КПоля в 1204 году и неоказание помощи ему же в 1453 году. При этом мы склонны забывать, что именно Республика святого Марка была на переднем крае борьбы христианской Европы против турецкого нашествия. Будем все же благодарными: если бы не венецианский флот, если бы не изнурительные Кипрская, Критская, Морейская и другие менее известные войны, кто знает, над какими европейскими городами сейчас бы высились минареты и пели муэдзины.

Ну а в следующий раз мы поглядим классику: три известных надгробия в алтарной части Сан-Дзаниполо.
Tags: Венеция, Сан-Дзаниполо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments