sibeaster (sibeaster) wrote,
sibeaster
sibeaster

Categories:

Еще одни гробницы. Семейство Веньер. Сан-Дзаниполо (часть 5)

Когда я начинал цикл рассказов о Сан-Дзаниполо, то даже нет предполагал, как будет интересно. Да-да, мне интересно еще раз мысленно прогуляться по этой базилике и, разглядывая тамошние надгробия, вспоминать славное прошлое Венеции. А вот читателям, похоже, так скучно, что у них нет сил даже на ругательные комментарии. Потерпите еще чуть-чуть: сегодня последний рассказ о Сан-Дзаниполо.

Мы сегодня займем удобное местечко в левой ветви трансепта и поглядим на гробницы еще одной дожеской "династии" - Веньеров. Табличка выдает имена троих дожей из этой семьи:
- Антонио (около 1330-1400), дож с 1382 года, непосредственный преемник Микеле Морозини, его же гробницу мы смотрели в прошлый раз (http://sibeaster.livejournal.com/92408.html)
- Франческо (1489-1556), дож с 1554 года
- Себастьяно (1496-1578), дож с 1577 года
В Сан-Дзаниполо мы увидим только двух из них - первого и последнего. Средний - Франческо - похоронен в церкви Сан-Сальвадор в районе Сан-Марко, а мы уже с вами договорились, что в тот район, затоптанный туристами, в этом журнале ни ногой.

Антонио Веньер, как оказалось, был не худшим из дожей. На его длинное правление попадает продолжительная война, в которой миланские Висконти, падуанские Каррара, веронские Скалигери (Скалиджери) и Венецианская республика, при соучастии некоторых соседей, доказывали друг друг свою крутизну. Эта война относится к числу тех войн, от пересказа которых вкратце сводит челюсть, а пересказа в подробностях - встают волосы дыбом. Удивительно, как такие беззаботные и бесшабашные итальянцы, которых мы сейчас знаем, могли быть такими злодеями и убийцами в прошлом.
Попробую все же вкратце пересказать:
1387 год. Миланский герцог Джан Галеаццо Висконти, падуанский правитель Франческо Каррара и венецианский дож Антонио Веньер договариваются о разделе владений Скалиджери, естественно за спиной последнего. Верона должна отойти Милану, Виченца - Падуе. В ходе коротенькой войны миланцы захватывают и Верону, и Виченцу, после чего отказываются передать этот последний город падуанцам (хотя вроде бы договорились).
1388 год. Падуя и Милан наперебой предлагают Венеции союз, направленный, разумеется, против ненавистного соперника. Веньер предпочитает договориться с Висконти: тот обещал побольше. Узнав об этом, Франческо Каррара спешно отказывается от власти в пользу сына - тоже Франческо (чтобы отличить его от отца, он в истории прозван Новелло - новый), но такая рокировка не помогает. Миланцы берут штурмом Падую, а венецианские корабли в это время вошли в Бренту (река, на которой стоит Падуя). Оба Франческо Каррара, отец и сын, арестованы и сосланы.
1389 год. Джан Галеаццо Висконти пытается захватить Флоренцию и Болонью. Оба эти города немедленно входят в союз с Венецией, Мантуей и сосланным в Асти Франческо Новелло, бывшим правителем Падуи. Цель союза - остановить миланскую экспансию. Заметьте, два предыдущих года Республика была "лепшим другом" для Висконти. Но что такое дружба и искренность в политике?
1390 год. Бежавший из Асти Франческо Новелло Каррара с небольшим отрядом появляется под стенами Падуи. Падуанцы, уже доведенные до истощения совим новым повелителем, открывают ворота своему прежнему властителю. Одновременно флорентийцы наносят несколько поражений миланцам.
1392 год. Воюющие стороны подписывают мир в Генуе. Висконти сохраняет за собой захваченные Верону и Виченцу, возвращает Падую семье Каррара и отказывается от претензий к Флоренции и Болонье. Венеция, не сделав ни одного выстрела, окончательно закрепляет за собой город Тревизо.
1395 год. Висконти нападает на Мантую, но оказывается разгромленным соединенными силами Венеции, Флоренции, Падуи и Болоньи.
1402 год. Неожиданное вторжение Рупрехта Пфальцкого. Этот номинальный римский король возжелал стать настоящим римским императором и короноваться в Риме. По пути он натыкается на войско Висконти, терпит поражение и улепетывает обратно в Германию. Окрыленный победой (шутка ли! сам несостоявшийся император деру дал) Висконти вновь движется на Флоренцию, но внезапно умирает.

Ой, пока эти хлопцы воюют друг с другом, наш друг Веньер уже умер в 1400 году. Но уж начал рассказывать, так доведу историю до конца. Кто-то против? А вы в курсе, что средневековые хронисты любили свои летописи начинать от Адама? Так что вам еще повезло...

Итак, в 1402 году умер Джан Галеаццо Висконти, оставив трех несовершеннолетних детей. Пользуясь случаем, Франческо Новелло решил все же захватить Виченцу (у всех бывают свои тайные страсти). Жители Виченцы, для которых менять одного тирана на другого было бессмысленно, стояли насмерть. Миланцы шлют в Венецию просьбу о помощи. Республика в очередной раз меняет фронт и требует от своего прежнего союзника Каррары снять осаду с Виченцы. Франческо Новелло оказался неспособным переварить такой резкий политический разворот: он не только не подчинился Респбулике, но еще и изувечил ее посланников. Теперь у Венеции появился законный повод объявить Карраре войну.

17 ноября 1404 года. После долгой осады венецианскими войсками Падуя сдалась. Франческо Новелло и его сын в цепях отправлены в Венецию и заключены в одной из темниц Дворца дожей

17 января 1405 года оба узника по приговору Совета десяти задушены в своей темнице.

1405-1406 годы. Верона, Виченца и Падуя официально вошли в состав Венецианской республики. Справедливости ради все же упомянем имя дожа, преемника Антонио Веньера, при котором завершился столь длинный конфликт, а Республика многократно увеличила сови материковые владения. Его звали Микеле Стен (1331-1413). А его преемником, в свою очередь, будет Томмазо Мочениго, гробницу которого я вам уже показывал: http://sibeaster.livejournal.com/91746.html. Я бы вам и гробницу Микеле Стена показал, да разрушили ее вместе с тем храмом, в котором она находилась)))

Ну а теперь покажу собственно то надгробие, ради которого такую большую преамбулу пришлось писАть:
024-памятники Анеьзе, Антонио и Себастьяну Веньер
Вот оно - аккурат под часами. Как символично, согласитесь, лежать под часами, ведь обычно в таком месте свидания назначают. Получается, что из глубины веков Антонио Веньер назначил свидание нам. А заодно и своей жене Аньезе - ее гробница слева. Можно посмотреть поближе:
023-памятник Аньезе Веньер

На первой фотографии справа внизу можно увидеть еще один памятник. Для Сан-Дзаниполо очень не характерный: просто статуя во весь рост. Нехарактерность объясняется просто: памятник очень поздний - 1907 года. Как в самом сердце памятника архитектуры угораздило поставить памятник в начале XX века? Очень просто: уж больно человек хороший здесь похоронен. Это - Себастьяно Веньер, один из командующих объединенным христианским флотом в битве при Лепанто (7 октября 1571 года). О битве этой я уже дважды упоминал, для Венеции эта битва сродни нашей Куликовской: впервые за века непобедимые турки были разбиты наголову. Пусть после этой победы ничего хорошего христиане добиться не смогли, и Венеции в итоге пришлось подписать мир, ценой которого стала потеря Кипра. Но в плане идейном и религиозном эта победа осталась в памяти поколений, а день этой победы ежегодно отмечается католиками как торжество Божией Матери Розария.
Глубоко символично, что началось наше путешествие по Сан-Дзаниполо с могилы мученика Кипрской войны Маркантонио Брагадино (http://sibeaster.livejournal.com/91285.html), а заканчивается ее триумфатором:
022-памятник Себастьяно Веньеру
Поскольку фотография скульптуры получилась не очень (темно там), то выдам-ка я портрет Себастьяно Веньера работы уже нам родного Тинторетто. Потому что героев надо знать в лицо:
Jacopo_Tintoretto_037

А поскольку рассказ о Сан-Дзаниполо я провел в несвойственной для себя манере (сразу начал с частностей), то хотя бы напоследок покажу вам внутренний вид храма полностью. Похоже на Фрари (тем более, что они строились практически одновременно), но получилось даже лучше. Дело в том, что во Фрари ощутить всё величие внутреннего пространства мешают монашеские хоры в центре храма. В Сан-Дзаниполо были похожие хоры (храм принадлежал доминиканцам), но в ходе очередной реконструкции их снесли. Так что внутренний объем стал ощутимо больше, и можно посел тщательного осмотра монументов, помещеных вдоль стен, просто прогуляться по центру.
Да, кстати, вход сюда платный, и билеты Chorus, увы, не действуют. Если после прочтения моих рассказов, вы сочтете плату в 2,5 евро несоизмеримо большой, то вы нанесете мне огромную обиду...
029-главный неф
030-левый неф
031-правый неф
Tags: Венеция, Сан-Дзаниполо, Тинторетто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments